Ольга Качанова
БАРДОВСКИЙ СТОРИТЕЛЛИНГ
ОЛЬГА КАЧАНОВА
ПЕСЕННОЕ ДЕЛО №7

Модная тема нынче сторителлинг – это, типа, сочинение истории с определенной целью для нужного места и нужного времени. В сетях только и вижу: сторителлинг для личного бренда, для бизнеса, для психотерапии,
для коучинга… Двенадцать тысяч раз запросили у Яндекса в этом месяце, что такое сторителлинг. И, конечно же, получили тысячи ответов – мол, это такой инновационный метод… Дальше можно не продолжать. Можно остановиться на слове «инновационный». Можно даже пофантазировать: «Дедушка, а что такое травить байки?». «Ну… внучек, это такая инновация, которой лет эдак… короче, как только люди говорить начали».
Современные источники без стеснения называют отцом сторителлинга Амстронга. Но не того, который сторителлил про Луну, а предпринимателя, сочинявшего истории для внутреннего пользования. Дэвид Амстронг, глава международной корпорации, на общих собраниях
рассказывал истории успеха сотрудников своей компании, стимулируя отстающих и поднимая производительность. У него это хорошо получалось.
И когда показатели производительности выросли настолько, что у Дэвида освободилось время, он сочинил в начале 90-х году книгу "MBSA: Managing by Storying Around". Из нее читатели узнали, что сторителлинг очень быстро и гуманно делает много чего полезного, и в результате получается экономия на материальном вознаграждении сотрудников. Ага… Вот такая инновация.
Нет, я не против инноваций, я просто хочу разобраться, а как же называется то, чем мы до сих пор занимались. Не люди вообще, а барды, наши любимые концертные рассказчики, добрые сказочники, поющие поэты и
интеллигентские сказители. И, когда в США Дэвид Амстронг презентовал свою книгу и учил американцев сторителлингу, в эти самые годы наши барды
- и в первую очередь Юрий Кукин - рассказывали такие вдохновляющие истории, такие новеллы сочиняли, такие сценические импровизы... Помню, в начале 93-го в гостиничном номере в Новосибирске Юрий Алексеевич
рассказывал, если точно, «травил» свои байки - сторителлинг отдыхает со всеми его прописными законами. Да, Юрий Алексеевич был уникальным
рассказчиком. А поколение шестидесятников и семидесятников? Как называть их устное творчество? Помню бардовские выступления с начала восьмидесятых. Без авторских историй, баек, интереснейшего конферанса, импровизаций -эти концерты невозможно представить. Устное литературное творчество так увязывалось с бардовской песней, что казалось
единой художественной системой. И главное – все так живо, правдиво, актуально.
Про радиостанцию «Юность» умолчать было бы несправедливо. Вспомните людей, которые там работали – Юрия Визбора, .Аду Якушеву, Бориса Вахнюка, Максима Кусургашева. Об интервью даже не говорю, в них до таких
глубин докапывались... А вот песни-репортажи – это покруче сторителлинга. Вот что вдохновляло, увлекало, влюбляло в героев, делало историю. Только единого названия этому жанру не нашли. Получилось - журналистика отдельно, песни отдельно, концертные истории отдельно, бардовские байки отдельно… И не нашлось одного объединяющего слова. Хотя…
Жизнь – вполне подходит.
Made on
Tilda